Для оформления свидетельства о праве на наследство установлен срок в шесть месяцев со дня смерти наследодателя для обращения наследников к нотариусу, ведущему дело о наследстве. Основание наследования (наличие завещания или по закону) на установленный срок влияние не оказывает. Открытие наследственного дела происходит по факту обращения к нотариусу заинтересованного лица с заявлением о принятии наследства в письменной форме.
Согласно установленным правилам, дело о наследстве должен вести тот нотариус, который осуществляет свою деятельность на территории нотариального округа, к которому относится место жительства и регистрации умершего наследодателя на момент его смерти. Деление территории РФ на нотариальные округа совпадает с делением на административные единицы. Так, при наличии прописки умершего наследодателя на территории Москвы его наследники могут вне зависимости от района обратиться к любому нотариусу в пределах этого города.
Каждое заинтересованное в получении наследства лицо осуществляет свои действия самостоятельно. При обращении любого из них с заявлением о принятии наследственной массы нотариус со своей стороны принимает такой документ. При этом необходимо предъявить паспорт и документы, подтверждающие данные о наследодателе. В случае невозможности предъявления оригинала свидетельства о смерти наследодателя нотариус в первую очередь осуществляет проверку данного факта в базе данных ЗАГС. Непосредственно оригинал свидетельства можно предоставить для приобщения к делу позднее.
Кроме того, нотариус проводит проверку на предмет уже имеющегося открытого ранее дела о наследстве у другого нотариуса. При наличии такового заявитель будет направлен к тому нотариусу, который уже занимается делом. На этапе открытия дела о наследстве нотариус также проверяет факт наличия завещания в единой базе нотариата ЕИС, собирающей информацию с июля 2014 года.
Нотариус принимает заявление от заинтересованного лица о принятии им наследственной массы, производит регистрацию обращения и открывает наследственное дело.
Для подачи заявления в нотариальную контору предусмотрено несколько способов. Помимо личного оформления при очном обращении допускается подача заявления доверенным лицом, на которое предварительно необходимо оформить нотариальную доверенность, кроме того, есть возможность отправки по почте с уведомлением, но при условии наличия нотариального удостоверения подписи на самом заявлении.
Далее нотариус информирует о перечне документов, требуемых к предъявлению для получения свидетельства о праве на наследство.
Нотариус после открытия дела о наследстве и до выдачи финального свидетельства совершает ряд необходимых действий:
Финальное свидетельство от нотариуса получают те наследники, которые обратились с заявлением. Пропустившие установленный для обращения срок наследники сохраняют право на наследование положенной им доли при наличии согласия от всех наследников в письменной форме. При наличии общего согласия нотариус после аннулирования выданных свидетельств подготавливает и выдает новые с учетом изменившегося круга наследников. В противном случае вопрос может быть разрешен только в судебном порядке.
Конкретный перечень документов, необходимых для предъявления нотариусу, устанавливается им исходя из обстоятельств дела и состава наследуемого имущества. Условно универсальный список документов составляют следующие:
После окончания предусмотренного законом срока в шесть месяцев заинтересованные лица, обратившиеся к нотариусу, получают от него официальное подтверждение о своих правах на наследство — свидетельство. Данный документ отражает долю каждого наследника в составе общей собственности или закрепляет права единоличного владения тем или иным объектом из состава наследственной массы, если такое условие отражено в завещании.
Данное свидетельство носит правоустанавливающий характер, без него нельзя совершить сделку, предметом которой выступает имущество, полученное по наследству. Кроме того, свидетельство необходимо для регистрации права нового собственника в едином государственном реестре недвижимости, в органах ГИБДД, когда унаследован автомобиль, в органах налоговой службы, если в состав наследства входила доля в предприятии.
Регистрация недвижимого имущества в ЕГРН
На данный момент в случае перехода права собственности на недвижимость в результате наследственного дела информация об изменениях в обладателях права собственности направляется в Росреестр непосредственно нотариусом. Данное положение предусмотрено с 2019 года. Иными словами, наследники получают оформление своих прав собственности на наследуемое недвижимое имущество без личного обращения в профильный регистрационный орган.
После завершения дела о наследстве нотариус направляет заявление на регистрацию перехода прав собственности самостоятельно, в результате внесения новых данных о собственнике в ЕГРН на адрес электронной почты нотариуса будет направлена новая выписка. Данный порядок регистрации изменений значительно быстрее предусмотренного ранее самостоятельного оформления и занимает порядка одного-двух дней. Обязанность по уплате государственной пошлины за регистрационные действия лежит на заявителях, ее размер в отношении земельных участков составляет 350 рублей, для иных объектов — 2000 рублей.
Финальная стоимость услуг нотариуса в деле о наследстве формируется из установленной пошлины (нотариального тарифа) и стоимости работ правового и технического характера. Ознакомиться тарифами и платой за услуги правового и технического характера можно ознакомиться в разделе «Тариф и цены», с графиком работы нотариальной конторы и записаться на прием можно по телефону или на сайте.
Законом установлен срок в шесть месяцев, в течение которого оформляется дело о наследстве. Этот срок носит пресекательный характер. Финальным этапом служит выдача свидетельства о праве на наследство тем лицам, которые обратились к нотариусу и смогли подтвердить свой правовой статус.